четверг, 19 марта 2015 г.

Законные комиссионные

В условиях повышенных рисков кредитования банки обратили свои взоры на некредитные доходы. Это в первую очередь разного рода комиссии. Банки.ру разбирался, сколько могут на этом заработать банки и какие финансовые услуги приносят им основные заработки.

Птица "Тройка"

Сегодня банки все более явно делают ставку на некредитные, в том числе комиссионные доходы. СМС-информирование, P2P-переводы, сотрудничество по карте "Тройка", различные платные выписки, финансовые сервисы и приложения... "Российские банки стали заметно более активно развивать продукты, приносящие комиссионный доход, после кризиса 2008-2009 годов, - рассказывает заместитель директора по банковским рейтингам рейтингового агентства "Эксперт РА" Михаил Доронкин. - Так, совокупный объем чистых комиссионных доходов за период с 2009 по 2014 год вырос с 417 миллиардов до 725 миллиардов рублей". Доля процентных и комиссионных доходов составляет примерно четверть всех совокупных доходов банков.

По словам эксперта, в структуре комиссионных доходов преобладают вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание (РКО), в том числе переводы, и ведение банковских счетов - на них приходится около 70%. Вместе с тем наблюдается устойчивый рост доли доходов от предоставления гарантий и поручительств - с 2011 года она выросла примерно в 2-2,5 раза. "У многих розничных банков основу комиссионных доходов составляют вознаграждения за продажу страховых услуг, как в рамках предоставления кредитов (например, страхование ипотеки или жизни/трудоспособности заемщика), так и обособленно", - подчеркивает Михаил Доронкин.

После нас "Хоть потоп"

Комиссионные доходы для банков в условиях макроэкономической нестабильности и снижения прибыли от их основной деятельности становятся важным дополнительным источником прибыли. "В текущей ситуации снижения объемов кредитования большинство банков сфокусировали свою активность на повышении комиссионного дохода, многие запускают новые комиссионные продукты и услуги", - отмечает заместитель председателя правления МДМ Банка Дмитрий Юрин.

"Оценив положительный эффект от сотрудничества со страховыми компаниями, банки стали продвигать не только страхование, связанное с кредитованием, но и некредитное страхование (предлагается клиентам банков на добровольной основе), - говорит начальник управления по развитию комиссионных продуктов Альфа-Банка Яна Блинова. - Доля некредитного страхования в нашем банке будет расти, в первую очередь за счет активного роста сегмента рискового страхования, связанного с разработкой коробочных решений для массового бизнеса". Так, недавно Альфа-Банк запустил программу "Защита дохода" (страховка на случай потери работы), а также три коробочных страховых продукта: "Хоть потоп" (страхование имущества физических лиц от ряда рисков), "Защищенная карта + Здоровье" (страхование банковской карты + здоровья), "Все включено" - страхование в одном полисе имущества, жизни и здоровья от непредвиденных ситуаций, банковской карты, личных вещей.

"Мы работаем над повышением комиссионных доходов от продажи продуктов, которые не связаны с кредитованием, - рассказали в ХКФ Банке. - Для этого в течение прошлого года мы расширяли спектр услуг, доступных для оформления в наших офисах". Это страхование имущества, кредитных карт, семьи, медицинское страхование. Также в отделениях банка можно приобрести сертификаты на получение юридических услуг.

В МДМ Банке осваивают еще одно направление кросс-продаж: клиенты могут за 800 рублей получить кредитную историю от Национального бюро кредитных историй. Аналогичные услуги предлагают Лето Банк (1 тыс. рублей), Юниаструм Банк (1 тыс. рублей) и др.

Бюро добрых услуг

"В условиях высоких кредитных рисков и сокращения объема ликвидности банки существенно сократили объемы кредитования и сделали упор на развитие комиссионных продуктов", - комментирует заместитель председателя правления СМП Банка Татьяна Шаталова. При этом если раньше процентные доходы позволяли получать стабильную прибыль и многие банки предлагали расчетно-кассовые услуги и прочие комиссионные продукты, устанавливая небольшие тарифы или предлагая какие-то услуги бесплатно, то теперь, лишившись весомой части доходов от кредитования, участники рынка вынуждены пересматривать тарифы. По словам эксперта, СМП Банк в настоящий момент активно продвигает услуги по расчетно-кассовому обслуживанию - переводы, оплату коммунальных услуг и услуг операторов связи, валютно-обменные операции, а также драгметаллы, монеты, обезличенные металлические счета.

Отмечают такую тенденцию и в МКБ. Там также активно развивают это направление и завлекают клиентов разными инструментами. В ход идут внутренние кросс-продажи. Если клиент банка покупает пакет услуг, то получает скидки на РКО (в том числе на переводы), на выпуск и обслуживание карт.

"Золотая" СМС

Страховые и прочие кросс-продажи - конечно, львиная доля комиссионных доходов банков, и о них кредитные организации любят рассказывать журналистам. Но есть и доходы попроще, но не менее важные и весомые. К примеру, то же СМС-информирование о карточных операциях. Скажем, в МКБ оно обходится в 50 рублей в месяц, у Сбербанка - 30 рублей. Легко подсчитать, сколько могут заработать кредитные организации только на такой простой услуге.

По данным ЦБ, всего на конец 2014 года на российском рынке было более 224 млн карт. Выходит, что в рамках месяца объем комиссий за СМС-информирование должен превышать 5 млрд рублей.

Переводим за деньги

Или возьмем другую модную нынче услугу - P2P-переводы. Переводы буквально мгновенные, с карты любого банка на карту любого другого банка (или этого же). Очень удобные и довольно безопасные сервисы есть у Альфа-Банка, МКБ, банка "Тинькофф" и др. Конечно же, за удобство надо платить.

Воспользовавшись сервисом МКБ (перевод с карты стороннего банка на карту стороннего банка), вы заплатите 1,5% от суммы перевода, столько же стоит данная услуга в Сбербанке, Банке Москвы, банке "Тинькофф". Альфа-Банк возьмет за операцию 1,95% от суммы перевода.

По оценкам экспертов, рынок P2P-переводов в России оценивается сегодня более чем в 50 млрд долларов, что, в свою очередь, говорит о довольно весомой составляющей данных комиссионных вознаграждений в структуре банковских некредитных доходов.

"Банки будут пытаться наращивать комиссионные доходы: возможностей зарабатывать на кредитных продуктах сейчас все меньше, а рисков, напротив, больше, - говорит аналитик рейтингового агентства RusRating Евгений Славнов. - Другое дело, что комиссионные доходы довольно сильно зависят от состояния экономики - чем оно хуже, тем ниже экономическая активность, контрагенты проводят меньше операций". Таким образом, по мнению аналитика, учитывая плачевное текущее состояние российской экономики, далеко не факт, что банки сумеют нарастить свои комиссионные доходы в 2015 году.

Топ-10 по объему чистых комиссионных доходов за 2014 год, млрд рублей

1

Сбербанк России

253

2

Альфа-Банк

35

3

ВТБ 24

27

4

ВТБ

24

5

"Восточный"

16

6

Промсвязьбанк

15,8

7

"Русский Стандарт"

15

8

Россельхозбанк

13,7

9

Райффайзенбанк

11,5

10

"Тинькофф"

11,3

Источник: рейтинговое агентство "Эксперт РА"

Фаина ФИЛИНА, для Banki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий